Новости

Свежий комментарий партнера ЮК Генезис Василия Сосновского в Эксперт.

Компании малого и среднего бизнеса могут дорого заплатить за исполнение поправок к закону «О персональных данных». Пока Госдума рассматривает соответствующие поправки в законодательство, в занимающейся поддержкой предпринимателей общественной организации «Опора России» уже подсчитали, что в случае принятия поправок дополнительные издержки для МСП достигнут 32,8 млрд рублей в год. 

Еще около 1,7 трлн рублей может стоить оборудование для подключения к системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). Как пишет «КоммерсантЪ», эти цифры организация представила в письме, направленном исполнительным директором «Опоры России» Анедреем Шубиным главе комитета Госдумы по информполитике Александру Хинштейну, который, собственно, и является одним из авторов корректировки закона в данной области. 

Переложить затраты на контрагентов не получится

Согласно предлагаемым поправкам, все организации должны уведомлять Роскомнадзор о трансграничной передаче персональных данных в страны, «обеспечивающие адекватную защиту прав субъектов данных». При этом регулятор может постфактум запретить отправку данных в течение тридцати дней после подачи заявления. 

Передача персональной информации в страны, не входящие в упомянутый список, например, в Китай, изначально происходит только по разрешениям.  Проект также обязывает всех операторов персональных данных быть постоянно подключенными к системе ГосСОПКА. Сейчас такая норма есть только для объектов критической информационной инфраструктуры (банки, операторы связи и другие).

При этом, уверены в «Опоре России», необходимость согласовывать передачу данных за рубеж «усложнит ведение внешнеторговой деятельности для малого и среднего бизнеса, вплоть до полной остановки работы в связи административными издержками по подготовке и отправке таких уведомлений». 

Малый бизнес обычно не имеет отдельной кадровой службы и не может позволить себе расходы на перестройку процессов и взаимодействие с Роскомнадзором. А для подключения к ГосСОПКА структурам, которые занимаются обработкой персональных данных, придется закупить сертифицированное ФСТЭК программное обеспечение для создания защищенного канала связи.

Представители бизнеса считают, что нововведение приведет к падению объемов импорта более чем в два раза, так как требования законопроекта фактически делают невозможной оперативную передачу персональных данных. По крайней мере, именно такое мнение выразили в компании Ozon.

В Роскомнадзоре, впрочем, заявили, что «оператор персональных данных должен уведомлять один раз для каждой страны, а не о каждой трансакции», а сроки рассмотрения такого уведомления будут сокращены до десяти рабочих дней. В Минцифры сообщили, что планируют серию встреч с бизнесом для обсуждения и уточнения положений проекта.

Сам Александр Хинштейн признает, что в адрес комитета поступило «большое число обращений от бизнеса, компаний и банков», и частично с ними можно согласиться. «С высокой долей вероятности мы скорректируем формулировку о непрерывном подключении к ГосСОПКА. Мы не закладывали в нее требования по установке нового оборудования, речь идет именно о взаимодействии с системой в удобном виде», — заявил он.

Наш комментарий

Василий Сосновский, партнер юридической компании «Генезис»:

Партнер юридической компании «Генезис» Василий Сосновский заметил в беседе с корреспондентом «Эксперта», что для бизнеса эти поправки — как минимум очевидное увеличение транзакционных издержек, связанных с осуществлением своей деятельности. Потребуются денежные ресурсы для подключения к ГосСОПКА, для работы с этой системой, для минимизации рисков привлечения к ответственности за допущенные (в том числе и случайно) нарушения.

При этом на высококонкурентном рынке, да еще в условиях сжатия экономики, полностью переложить эти затраты на контрагентов вряд ли получится, полагает юрист. По его словам, более вероятно, что это приведет к снижению чистой прибыли бизнеса и, соответственно, к снижению инвестиций в собственное развитие. Маркетплейсы и вовсе заявляют, что потеряют значительную часть выручки. 

Получается, что поправки, по аналогии с ГЛОНАСС или с обязательной маркировкой товаров (в том числе в тех областях, где в маркировке, очевидно, нет нужды, потому что уровень контрафакта нулевой или близок к таковому из-за специфики рынка), направлены на получение дополнительных доходов с бизнеса и на усиление государственного контроля за ним. Повышению же конкуренции и снижению себестоимости продукции для потребителей (к чему, по идее, нужно стремиться, чтобы увеличивать благосостояние жителей страны) это не будет способствовать, уверен Василий Сосновский.

Прочитать полную версию статьи в Эксперт

Аутсорсинг юридических услуг – ключевая практика юридической компании Генезис. Узнать больше