Новости

Свежий комментарий юриста ЮК Генезис Татьяны Мацуковой в 74.ру

Магазины, АЗС и другие торговые точки перестали выдавать покупателям бумажные чеки. Предприниматели объясняют это подорожанием кассовой ленты, удобством электронных документов и даже заботой об экологии. Но как без бумажки в руках проверить, правильно ли пробили товар, и что делать, если надо вернуть покупку? Разбираемся, в чем причина внезапной любви к цифровизации, обязан ли продавец выдать бумажный чек по требованию покупателя и как отстоять свои права в случае возврата товара.

Что случилось

Гипермаркеты и мелкие точки на первых этажах домов — вся торговля стремительно переходит на электронные чеки. Волна отказа от бумажных документов началась ещё в марте — на фоне спецоперации на Украине и антироссийских санкций. Резко выросла в цене — в 3,5 раза — бумажная лента, которая используется в кассовых аппаратах.

Дело в том, что самую популярную у предпринимателей чековую ленту — на основе термобумаги — завозили из-за границы, часто из Европы. Российские предприятия тоже выпускают кассовую ленту, но не в таком масштабе. И в производстве используют зарубежное химическое сырье, так что есть риск перебоев в поставках и роста цен.

Бизнес забил тревогу — приводились данные о росте расходов розничной торговли на 30 миллиардов рублей за год. Минпромторг поддержал предпринимателей. Налоговая служба сообщила, что временно не будет штрафовать за отсутствие бумажного чека, но при определенных условиях.

— Если расчет зафиксирован на кассе, а чековая лента отсутствует по независящим от них обстоятельствам (временное отсутствие на рынке), — говорится в официальном сообщении ФНС России от 16 марта 2022 года. — Минимизировать расходы на приобретение кассовой ленты пользователи онлайн-касс могут, выдавая покупателям электронные чеки. В этих случаях обязательно согласие покупателя на формирование такого чека, который направляется на номер телефона или адрес электронной почты.

Бумажный чек может не потребоваться в случае согласия покупателя на их получение через сервис «Мои чеки онлайн» и при указании в чеках его номера телефона или адреса электронной почты, добавили в ФНС.

Сначала сократили, потом отменили

Предприниматели тут же начали уменьшать размер бумажных чеков. А теперь стараются их вообще не выдавать, в массовом порядке переходя на электронный формат. Некоторые продавцы спрашивают потребителей, нужен ли им бумажный чек, другие пробивают покупки без всяких оговорок и разъяснений. Конечно, многие горожане и раньше не забирали бумажные чеки, не интересуются ими и сейчас. Но немалая часть покупателей опасается новых проблем.

— Мне выдали малюсенький бумажный чек. Но там только общая сумма, какие именно товары я купила, не указано. А что если что-то бракованное попадется? Как доказать, что в этом магазине брала? — с таким вопросом обратилась в редакцию Ирина Петровна.

— Главная проблема электронного чека — сразу не проверишь всё, что пробили, — засомневалась Юлия. — А мы же знаем, что в магазинах не всегда вовремя меняют ценники. Теперь отследить правильную цену будет сложнее.

Наш комментарий

Татьяна Мацукова, юрист юридической компании «Генезис»:

Но в силу технических и прочих сбоев покупатели могут не получить электронный чек. Что делать в этом случае?

— Самый простой и надежный способ выхода из сложившийся ситуации — подтвердить покупку выписками с банковской карты. Факт оплаты можно проследить в личном кабинете онлайн-банка, — объясняет юрист компании «Генезис» Татьяна Мацукова. — К тому же изменения касаются не всех товаров, например технически сложные товары (телевизор, стиральная машина) нельзя будет приобрести без бумажного чека, то же самое — с акцизной продукцией.

На самом деле переход от бумажных чеков к электронным начался в нашей стране давно. В 2017 году власти разрешили отправлять фискальные документы на электронную почту покупателей. С декабря 2019-го их можно рассылать любыми мобильными сервисами, включая мессенджеры. С 1 февраля 2021-го всех продавцов обязали печатать чеки с указанием полного списка покупок, а не только суммы. Но в марте этого года налоговики также разрешили давать подробную информацию лишь в электронном чеке.

Прочитать полную версию статьи на 74.ру

Аутсорсинг юридических услуг – ключевая практика юридической компании Генезис. Узнать больше