Аналитика законодательстваНовости

Комментарий юриста ЮК Генезис Татьяны Мацуковой в блоге Сбер Бизнес Live

Чтобы сделать товар, работу или услугу узнаваемой, предприниматели создают фирменное название и логотип — товарный знак. Использовать его можно без регистрации, но это опасно. Если знак скопируют, будет трудно доказать, что он ваш. К тому же, можно оказаться плагиатором случайно, когда придумал идею, похожую на существующую. Чтобы защититься от рисков, товарный знак регистрируют в Роспатенте: свидетельство подтверждает, что владелец знака — вы, и помогает доказать это в суде. Как всё оформить и сколько это стоит — разбираемся с юристами.

Наш комментарий

Татьяна Мацукова, юрист юридической компании «Генезис»:

– По закону товарный знак принадлежит не тому, кто создал его первым, а тому, кто первый его зарегистрировал. Например, компания выпускает продукт под брендом “А”, но через какое-то время другая организация получает на товарный знак “А” свидетельство. В таком случае первая компания будет нарушать права второй — независимо от того, как долго использовала бренд. Поэтому регистрировать знак стоит сразу после того, как вы его разработали.

Сходные до степени смешения знаки не регистрируют. Есть и другие ограничения, например, не получится сделать товарным знаком общепринятые символы, термины и товарные характеристики: «Нельзя зарегистрировать слово “Кафе” для кафе, “Цветы” для магазина цветов и так далее», — поясняет Татьяна Мацукова из «Генезиса».

Когда знак утверждён, разделите его на элементы и проверьте каждый по отдельности на плагиат с помощью сервисов, использующих базу Роспатента. База Роспатента тоже открыта, но поиск в ней неудобный: нужно знать номер того или иного знака. Искать лучше в два приема: сначала по словесной части знака в частной базе, а потом уточнять срок действия и другие параметры в государственной. Если право на какой-то из элементов логотипа уже кому-то принадлежит, использовать его нельзя, говорит Татьяна Мацукова.

Прочитать полную версию статьи в блоге Сбер Бизнес Live