На днях стало известно, что автор детских книжек Эдуард Успенский, готовит судебный иск о нарушении авторских прав в адрес магазина одежды «Трио» (г. Камышлов). За то, что предприниматели использовали образ его персонажей без разрешения.
На днях стало известно, что автор детских книжек Эдуард Успенский, готовит судебный иск о нарушении авторских прав в адрес магазина одежды «Трио» (г. Камышлов). За то, что предприниматели использовали образ его персонажей без разрешения.
За основу рекламы взяты переозвученные кадры из мультфильма по книжке Успенского «Простоквашино».
По словам юристов писателя, владельцы магазина не обратились к правообладателям по поводу использования образов. В свою очередь предприниматели уверены в своей невиновности.
Комментарий ЮК «Генезис»
В рекламе в принципе очень часто используются результаты чужого труда. Тем не менее, абстрагируясь от общечеловеческих понятий, обратимся к законодательству.
В настоящее время нормы, связанные с производством и размещением рекламы, содержатся в ФЗ «О рекламе». Несмотря на то, что это уже второй вариант закона, принятого для урегулирования разнообразных отношений в рекламной индустрии, он не снимает множество вопросов, которые возникают у правоприменителей. В том числе вопрос об авторском праве.
При возникновении вопросов об авторском праве, закон «О рекламе» ответов на него не дает, отсылая правоприменителей к нормам гражданского законодательства. Если при производстве рекламы используется аудиовизуальное произведение (например отрывок мультипликационного фильма, кинофильма и т.п.), то необходимо иметь в виду, что подобные видеоряды являются сложным объектом и пользуются особым правовым режимом, предусмотренным ст. 1263 ГК РФ.
В соответствии с вышеназванной статьей ГК РФ под аудиовизуальным произведением понимается такое произведение, которое состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначено для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
Поэтому, прежде чем использовать хотя бы один короткий отрывок подобного произведения в рекламе, необходимо получить согласие на использование не только у автора текста, но у режиссера-постановщика, автора сценария, композитора и т.д. Если кто-то то из перечисленных авторов умер, то придется разыскивать их наследников. В противном случае действия рекламщиков будут считаться противоправными.
Поэтому мы считаем, что в данном процессе суд будет на стороне Эдуарда Успенского.