Темы «спама» является на сегодняшний день самой наболевшей, так как с каждым днем информационные технологии входят в жизнь человека все более и более интенсивно, предлагают всевозможные решения облегчающие жизнь и работу. Большое количество статей написано на предмет законодательного регулирования данного явления, рассказано много исторических аспектов.
Темы «спама» является на сегодняшний день самой наболевшей, так как с каждым днем информационные технологии входят в жизнь человека все более и более интенсивно, предлагают всевозможные решения облегчающие жизнь и работу. Большое количество статей написано на предмет законодательного регулирования данного явления, рассказано много исторических аспектов.
Всего лишь некоторое время назад , человека серьёзно занимающегося делами невозможно было представить без органайзера в котором тщательно записывались все неотложные дела, столь необходимые для достижения успеха. Позже бумажные носители были вытеснены информационными технологиями с их способностью не только фиксировать информацию, но и напоминать забывчивому владельцу о его делах. Но вместе с удобствами в информационных носителях появились некоторые проблемы, которые изначально носили незаметный характер, а позже превратились в глобальную проблему. Трудно представить себе, что вдруг в бумажном органайзере начали сами собой выскакивать надписи рекламного и иного характера. Подобная проблема не может существовать на данном виде носителя в силу его физических свойств.
Если удобство человека связано напрямую со структурированием информации в электронном виде, то проблема называемая «спамом» нивелирует некоторые положительные моменты, связанные с удобством. Как раз в этом месте должен вступать в действие правовой механизм, обеспечивающий ответственностью в отношении несанкционированного доступа к информационной среде пользователя.
Известно, что первое определение понятия «спам» в российском законодательстве появилось только в 2007 году в постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи». Согласно ему спам определяется как телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту или пользователю без его предварительного согласия и непозволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Подобное определение было внесено и в закон «О рекламе».
Исходя из определения, важнейшей особенностью спама является невозможность идентифицировать истинного отправителя этого сообщения, ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса. Тем не менее статья 18 ФЗ «О рекламе» касается деятельности исключительно рекламораспространителей , т.е. фактически не применяется так здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама. Техническая проблема выявления усугубляется отсутствием информационной культуры. Это выражается прежде всего в том, что на сайтах, предоставляющих услуги по регистрации почтовых ящиков, не существует достаточного контроля и алгоритма отслеживания и идентификации лица, регистрирующего почтовый ящик. На сегодняшний момент почтовых ящиков можно регистрировать сколько угодно, где угодно и под каким угодно именем. Можно перечислять бесконечное количество факторов влияющих на развитие спама, но по существу проблемы это не решит. Все, что предлагает закон – наказать рекламораспространителя в соответствии с ч.7.ст.38 ФЗ «О рекламе», фактически, исключая ответственность за спам вообще в силу указанных выше обстоятельств. Единственный случай, который автор статьи припоминает – привлечение к ответственности спамера в соответствии с решением управления ФАС по Пермскому краю от 12.02.2008.
Основная задача «спама» – реклама (антиреклама). Построим график участия и заинтересованности в спам-рассылке по следующей схеме. Рекламодатель – рекламораспространитель- конечный получатель.
Сортировку заинтересованности в спаме проведем по важнейшему критерию, так называемой «выгодности»:
Идентификация возможного рекламодателя не представляет проблемы, так как он известен из самого содержания спам-рассылки. Выгодность очевидна, т.е. чем больше глаз увидит рекламу, тем лучше.
Для рекламораспространителя выгода – только оплата услуг по распространению. Содержание его не интересует.
На конечном потребителе спам-рассылка сказывается отрицательно в силу поднятой проблемы, т.к. засоряется информационное пространство (кроме случаев когда информация в спам-рассылке действительно представляет интерес).
Существует ещё один субъект в данной цепочке, выгодность для которого так же очевидна – это конкурент. Спам в качестве орудия конкурентной борьбы может использоваться в 2ух случаях:
А) в случае отлаженной системы привлечения рекламодателя к ответственности за спам, возможны акты недобросовестной конкуренции в виде распространения рекламы конкурента посредством спам-рассылок.
Б) распространение антирекламы
В силу сложившегося правопорядка, к ответственности рекламодателя привлечь нельзя, так как в случаях с публичными правоотношениями действует презумпция невиновности, а согласно вышеизложенного доказать вину рекламодателя будет проблематично.
Конечный потребитель в данной ситуации выступает в качестве потерпевшей стороны. Остается одно – «зацепиться» за рекламораспространителя и возложить весь груз ответственности не него.
Рекламораспространителями можно признать 2 рода субъектов:
- Непосредственно лицо, чьими силами осуществляется спам-рассылка
- Провайдера почтовой службы, не обеспечивающего надлежащий сервис почтового информационного пространства.
Но и в данном случае законодательство дает возможность избежать ответственности одному из субъектов, а именно провайдеру. Согласно п.2 Письма ФАС РФ от 19.05.2006 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы» распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.
Поскольку электронные почтовые ящики на некоторых сайтах (например Yandex, Rambler, Google и т.д.) регистрируются без ограничения, а ответственность за спам данные службы нести не желают, то предварительное согласие адресата на получение рекламы фиксируется галочкой в поле «Я согласен», которую будущий адресат ставит в параграфе «Правила регистрации».
Таким образом, остается лишь один субъект – лицо, чьими силами осуществляется спам-рассылка, выявление которого с технической точки зрения представляет массу трудностей.
В итоге, из трех потенциальных спамеров, потенциально юридическую ответственность несет один, а реальную никто.
Денисов А.В.