Управляющий партнер ЮК Генезис Артем Денисов по просьбе редакции газеты Коммерсантъ прокомментировал порядок привлечения к ответственности за неисполнение требований ФССП

Пермская природоохранная прокуратура получила исполнительный лист на решение суда по иску к администрации города. Еще в 2016 году он обязал мэрию провести кадастровый учет всех земельных участков, которые заняты городскими лесами. Как считает истец, на данный момент решение суда не исполнено. Надзорный орган может передать лист в ФССП, которая должна будет возбудить исполнительное производство. В этом случае должностные лица мэрии могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение решения суда. Источники, знакомые с позицией администрации, говорят, что контракты на выполнение необходимых работ были заключены еще в 2018 году. Поставить леса на учет там намерены к лету. 

С иском об обязании администрации Перми организовать государственный кадастровый учет лесов прокуратура обратилась в сентябре 2016 года. На тот момент в этом нуждались лесные участки общей площадью более 29,730 тыс. га на территории Верхне-Курьинского, Мотовилихинского, Ленинского, Нижне-Курьинского и Черняевского лесничеств. Как указывал надзорный орган, эта обязанность накладывается на органы местного самоуправления Лесным кодексом и другими федеральными нормативными актами. При этом ее невыполнение создает угрозу для уничтожения лесов и контроля их состояния. По мнению прокуратуры, отсутствие в гос­кадастре сведений о координатах и точных границах участков привело к появлению на публичной кадастровой карте так называемых «белых пятен». Это, в свою очередь, вводит в заблуждение заинтересованных лиц, которые, например, могут претендовать на их предоставление для тех или иных целей.

На тот момент из 37,974 тыс. га городских лесов на кадастровый учет были поставлены только 8,234 тыс. га.

В администрации Перми с исковыми требованиями прокуратуры не согласились. По мнению мэрии, законодательством о местном самоуправлении обязанность по организации государственного кадастрового учета на муниципалитет не возложена. При этом обратного прокуратурой не доказано. Кроме того, установление срока исполнения требований истца до 1 января 2020 года не обосновано и не соответствует трехлетнему плану бюджета. Но, еще начиная с 2013 года, администрация организовала работу по осуществлению кадастрового учета в пределах выделенного финансирования.

Управление по экологии и природопользованию администрации также не согласилось с требованиями прокуратуры, его представители считают, что отсутствие кадастрового учета участков не препятствует их использованию и охране.

В итоге Ленинский райсуд 23 ноября 2016 года требования истца удовлетворил, обязав администрацию Перми провести государственный кадастровый учет участков, занятых городскими лесами. На это решение муниципалитет подал апелляционную жалобу в Пермский краевой суд. В марте 2017 года в ее удовлетворении было отказано. Впрочем, суд скорректировал резолютивную часть решения первой инстанции, возложив на администрацию обязанность «принять меры по организации» кадастрового учета участков.

В администрации пояснили, что муниципалитетом был организован кадастровый учет земельных участков. На эти цели в 2018–2019 годах было выделено более 758 тыс. руб. В те же годы МКУ «Пермское городское лесничество» заключило муниципальные контракты на межевание лесных участков с ООО «Центр проектирования» и ОАО «Пермарх­бюро». Сейчас, по данным мэрии, отмежеваны чуть больше 37,9 тыс. га, то есть вся территория городских лесов. Поставлено на учет более 24,9 тыс. га, документы еще на 13 тыс. га находятся на рассмотрении в федеральной кадастровой палате. Ориентировочно процесс постановки на учет закончится к июню.

Наш комментарий

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов говорит, что в случае возбуждения ФССП производства, должностные лица за неисполнение содержащихся в документе требований неимущественного характера в срок, указанный приставом, могут быть, в соответствии со ст. 17.15 КоАП, оштрафованы на сумму от 10 до 20 тыс. руб. Повторное неисполнение требований влечет штраф уже 15–20 тыс. руб. Также возможно применение более жестких мер к служащим, предусмотренных ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор/контроль). За совершение этого правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа или дисквалификация должностного лица на срок до трех лет.

«Контроль соблюдения сроков подрядчиками — ответственность муниципальных служащих. Если не было форс-мажоров, то вряд ли они могут ссылаться на это в связи с невыполнением предписания»,— считает эксперт.

Коммерсантъ-Прикамье