Управляющий партнер ЮК Генезис Артем Денисов по просьбе Банки.ру рассказал о том, как прекратить звонки банкиров и коллекторов

Пользователи «Народного рейтинга» и форума Банки.ру регулярно жалуются на надоедливые звонки из банков и коллекторских агентств по поводу долгов. Особенно неприятно, если это долги другого человека. Как себя вести, чтобы такие звонки прекратились?

Почему звонят?

В первую очередь нужно выяснить, почему из банка или коллекторского агентства по поводу чьей-то просроченной задолженности звонят именно вам. Причины могут быть разными.

Вас указали как контактное лицо. Это мог сделать ваш родственник, коллега или вовсе незнакомый человек, который написал в анкете произвольный номер. Дело в том, что действующее законодательство не обязывает кредитную организацию проверять контактные данные третьих лиц, которые указывает заемщик. Поэтому о том, что заемщик оставил ваш номер банку, вы не узнаете, пока последнему не понадобится разыскать просрочившего платежи должника.

– Банк или коллектор звонит вам по ошибке. Например, если ваш номер ранее принадлежал заемщику.

– Вы поручитель по кредиту.

– Кредит оформили мошенники на ваше имя. Это серьезная ситуация. В таком случае нужно проверять свою кредитную историю на наличие других кредитных заявок, запрашивать документы у кредитных организаций, выдавших на ваше имя займы, и писать заявление в полицию и прокуратуру о мошеннических действиях с вашими документами и персональными данными.

Как прекратить звонки?

Наш комментарий для Banki.ru

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”

Если вы выступили поручителем по кредиту, то, увы, звонки прекратить можно будет, только убедив заемщика по нему заплатить. В противном случае банк вправе требовать погашения займа от вас.

Другое дело, если ваш номер кто-то случайно или намеренно оставил в анкете в качестве дополнительного контакта. В таком случае:

– Уточните название банка или коллекторского агентства, если долг уже передан ему.

– Запишите Ф. И. О., должность звонящего и его номер телефона. Уточните контактные данные организации, которую он представляет.

– Постарайтесь записывать все разговоры на диктофон.

– Потребуйте удалить ваши персональные данные из базы банка.

– Подайте в банк или коллекторское агентство заявление о том, что вы не согласны на взаимодействие по поводу чужого кредита. Можно отправить письмо через официальный сайт кредитной организации или другие каналы ДБО. Но лучше всего лично прийти в отделение с письменной претензией. При получении такого заявления банк обязан прекратить с вами любое взаимодействие.

– Если звонки не прекратились, начинайте жаловаться. Юристы советуют писать обращения в ЦБ и управление Роспотребнадзора. Если звонят коллекторы, можно также оформить обращение в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств. Контроль за деятельностью коллекторов с декабря 2016 года возложен на Министерство юстиции и ФССП. «Но подавать жалобы в эти ведомства бесперспективно: Минюст занимается регулированием, а ФССП осуществляет госконтроль. Чтобы добиться разрешения ситуации, следует обратиться в прокуратуру», — советует управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Как понять, что коллектор нарушает ваши права?

С января 2017 года действует закон, который четко описывает, что можно и что нельзя делать коллектору. Он нарушает правила осуществления звонков, если:

– не представился при звонке;

– скрывает свой номер или дает неверную информацию;

– беспокоит с 22:00 до 8:00 в рабочие дни и с 20:00 до 9:00 в выходные и праздники;

– звонит чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц;

– звонит третьим лицам, не получив на то согласия заемщика (заемщик подписывает его при получении кредита);

– продолжает звонить третьему лицу после того, как тот выразил свое несогласие;

– оказывает психологическое давление.

Банки.ru