Управляющий партнер ЮК Генезис Артем Денисов по просьбе Секрета фирмы прокомментировал риски инвестирования в проект покупки долей на коллекционные автомобили Rally Rd.
Тайный стартап сына Вексельберга. Как бизнесмен продает редкие авто в виде акций
Идея совладения проникла даже туда, где, казалось бы, должен царить дух частной собственности, — в сферу инвестиций. В результате рождаются удивительные гибриды, такие как стартап Rally Rd. Идея проекта: «Инвестиции, которые были доступны только богачам, теперь с помощью Rally Rd. по карману каждому».
Стартап работает через онлайн-приложение. С 2017 года на платформе предлагаются голубые фишки Rally Rd. — коллекционные автомобили и другие редкости. Вернее, доли в них. Ещё точнее — права на владение документом, свидетельствующим, что у вас есть право на частичку машины или пробку от бутылки редкого вина, которая принадлежит стартапу.
Осенью Rally Rd. сообщила об открытии первого шоурума в Нью-Йорке в модном у миллениалов районе Сохо и планах обзавестись демозалами в других городах США.
Под новый проект привлекли $10 млн от целого ряда инвесторов. Инвестиции первого раунда в 2016 году составили $7 млн. Ещё $2,9 млн привлекли в 2018 году. В проект вложились: бывший председатель совета директоров The Walt Disney Company Джеффри Катценберг, рэпер Наса Айман (Nas) вместе со своим менеджером Энтони Салехом, а также соучредитель компании в области микро- и роботоинвестирования Acorns Джефф Круттенден.
Rally Rd. заявляет, что приобретает в своё владение коллекционные авто и оценивает их рыночную стоимость. На основе оценки формируется цена одной подобной «доли» (в документах комиссии США — equity, что можно интерпретировать и как долевой актив, и как ценную бумагу). Их количество регулируется таким образом, чтобы одна доля стоила от $20 до $50. Но в некоторых случаях ценник доходит до $127. При этом все автомобили остаются на балансе компании.
Своей аудиторией стартап видит людей, средний возраст которых — 27 лет, у которых есть свободная сумма примерно в $1000. Это публика, которая воспитана на шоу типа Top Gear. Отчасти поэтому в списке и на фото, которые распространяет стартап, — Lamborghini Countach или Ferrari GT 250.
А вот с тем, что покупаем, — много вопросов. Получившая разрешение от американского регулятора рынка — Комиссии по ценным бумагам (SEC) Rally Rd. предлагает инвесторам приобретать доли конкретных экземпляров классических Ferrari, Porsche, Lamborghini и других марок. Получается, вы покупаете долю машины за реальные деньги и получаете в личное совладение часть авто или право пользования. Сможете хотя бы прокатиться? Нет.
Покупатели Rally Rd. — акционеры только технически. Активы принадлежат компаниям RSE Collection, LLC или RSE Archive, LLC. А владельцы акций лишены шанса примерить на себя роль Ричарда Гира в «Красотке» и прокатиться на коллекционной «Ламбо» по Родео-драйв. Всё, что им остаётся, — гордиться, что им «принадлежит» часть авто, осознавать «радость владения» да любоваться на авто в демонстрационном зале. И надеяться на то, что актив, воплощённый в «принадлежащей» им дверной ручке или пробке радиатора коллекционной машины, поднимется в цене.
Наш комментарий
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”:
Артём Денисов, управляющий партнёр юридической компании «Генезис»: «Во-первых, в данном вопросе необходимо руководствоваться нормами законодательства США. Поскольку именно в этой стране зарегистрированы и осуществляют деятельность названные компании».
Денисов добавил, что в случае, например, с ПИФами держателю пая принадлежит доля в реальных активах: акциях, облигациях, недвижимости. То есть речь идёт о владении некими ценными бумагами, которые имеют рыночную цену. Это защищает владельцев ПИФов. В данном случае неясно, какие права предоставляют токены их владельцам.
«Формально они подтверждают права на реальные активы: доли в раритетных автомобилях. Но на практике в случае банкротства или других финансовых проблем организаторов может сложиться ситуация, когда придётся судиться долгие годы — и не факт, что удастся вернуть деньги», — заметил он.
Кроме того, Артём Денисов также задался вопросом о том, насколько этот инструмент ликвиден, можно ли такие доли легко продать или купить. «Для участников торгов это ключевой момент: судя по всему, риски потери денег в случае экстраординарной ситуации они готовы на себя принять», — заключил эксперт.