Пермская деловая газета Business-Class обратилась за комментарием к управляющему партнеру ЮК Генезис Артему Денисову

Семилетнее противостояние «Семьи» с торговой сетью из Санкт-Петербурга дошло до Верховного суда

Разбирательство по поводу незаконного использования пермского бренда «7Я семьЯ» питерской торговой сетью «7Я Народная семьЯ» добралось до Верховного суда РФ. Спор о схожести товарных знаков начался еще в 2010 году. Тогда торговая сеть «7Я семьЯ» насчитывала около 30 магазинов и уже являлась крупным ритейлером Перми и Пермского края. Компания УК «ЭКС», управляющая сетью «7Я семьЯ», выяснила, что товарный знак появившейся в Санкт-Петербурге торговой сети очень похож на торговый знак пермского бренда. УК «ЭКС» обратилась с соответствующим иском в отношении владельцев торговой сети Петербурга ООО «Интервест» в Арбитражный суд Санкт- Петербурга и Ленинградской области. Там требование прекратить использование товарного знака и выплатить компенсацию в размере 1 млн рублей отклонили.

В целом ООО «Интервест» зарегистрировало три товарных знака: один словесный и два комбинированных. По мнению пермяков, камнем преткновения являлось использование в комбинированных товарных знаках смешения цифры «7» и заглавной буквы «Я» так же, как и на товарных знаках пермского ритейлера. УК «ЭКС» обратилась в Роспатент. Последний посчитал, что факт введения потребителя в заблуждение отсутствует. Получив отказ и в Роспатенте, пермская компания подала три иска в Суд по интеллектуальным правам (СИП): о прекращении правовой охраны трех товарных знаков, зарегистрированных по заявлению ООО «Интервест» Роспатентом, и об обязании Роспатента аннулировать правовую охрану ис- пользуемых петербургской сетью товарных знаков. СИП удовлетворил все три иска.

ООО «Интервест» попыталось обжаловать решение. Президиум СИП рассмотрел три кассационных жалобы по трем товарным знакам и во всех случаях оставил решения СИП без изменений.

13 июня 2017 года ООО «Интервест» подал кассационные жалобы по всем трем делам в Верховный суд РФ. Пока решения о передаче к рассмотрению в кассационном порядке не приняты. «В судебных спорах, связанных с использованием товарных знаков, ключевыми являются два вопроса, – пояснил «bc» Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис». – Первый: сходны ли товарные знаки до степени смешения в глазах рядовых потребителей? И второй: в отношении одних и тех же или разных классов товаров Международной классификации товаров и услуг зарегистрированы товарные знаки (МКТУ)?».

По первому вопросу Суд по интеллектуальным правам указывал, что слово «народный», использованное в оспариваемом товарном знаке, является «слабым элементом», не влияющим на восприятие данного товарного знака в глазах потребителей. То есть «7» и заглавная буква «Я» воспринимаются как «семья» в глазах потребителей, указал СИП. Заканчиваются оба товарных знака также словом, которое независимо от размера и способа написания воспринимается как слово «семья».

Ответ на вопрос о пересечении классов товаров МКТУ также очевиден: пермская сеть зарегистрировала серию комбинированных знаков в начале 2000-х, а ООО «Интервест» зарегистрировало словесный товарный знак «7Я Народная семьЯ» только в 2010 году, то есть позднее. Причем в отношении пересекающихся классов товаров МКТУ. «Таким образом, СИП справедливо указал, что восприятие рядовым потребителем всех сравниваемых товарных знаков является одинаковым, звучание начальных и конечных частей сравниваемых знаков тождественно. А значит, товарные знаки имеют сходство до степени смешения. Перспективы, что Верховный суд примет кассационную жалобу, на мой взгляд, невелики. Решение СИП является обоснованным и соответствует практике рассмотрения подобного рода дел, связанных с регистрацией и использованием товарных знаков», – полагает Артем Денисов. 

Пермская деловая газета Business-Class