Комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова на Shopolog
На сегодняшний день граждане России не имеют возможности подать в суд на иностранные интернет-магазины при получении товара ненадлежащего качества, т.к. отсутствует механизм, обязывающий зарубежных продавцов исполнять решения, выносимые российским судом. Возвращение денег покупателю зависит от того, как он сам сможет договориться с продавцом.
Как сообщают «Известия», ссылаясь на текст письма Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), направленной ей в адрес Федеральной службы судебных приставов, в Ассоциации недовольны нынешним положением дел и поэтому просят разработать и внедрить рычаги исполнительного производства в отношении иностранных онлайн-продавцов.
Впрочем, руководитель Национальной ассоциация дистанционной торговли Александр Иванов заявил изданию, ссылаясь на опросы покупателей, что иностранные магазины гораздо более лояльны в вопросах возврата денег за некачественный товар, нежели российские.
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”:
– Проблема исполнения действительно существует, потому что по общему правилу, исполнение судебного решения производится в юрисдикции прописки этого иностранного лица. Следовательно включаются международные механизмы оказания правовой помощи, при этом ещё не ясно как будет исполняться решение и сколько времени займет. Действительно вполне логично исполнять решение по месту заключения договора, т.е. оплачивая товар в РФ я совершаю конклюдентные по принятию условий договора, следовательно исполняю его в РФ.
Система исполнения решения суда в отношении иностранного лица в связи с подобными отношениями должна предусматривать четкий механизм отслеживания финансовых потоков и соответственно блокирования необходимых трансакций с целью исполнения решения суда. На мой взгляд все подобные механизмы можно реализовывать привлекаю к участию известные международные платежные системы. Проблема лежит не в юридическом поле, а в чисто техническом.