Натуральное уральское молоко вызвало претензии у международной корпорации

Национальный союз производителей молока (в него входят крупные международные и российские компании вроде Danone, «Вимм-Билль-Данн» и «Хохланд Руссланд») обрушился с критикой на «Талицкий молочный завод», который задействовал в своей рекламе слоган «Натуральное долго не хранится». В союзе считают, что свердловские производители вводят в заблуждение потребителя, так как есть способы, которые позволяют хранить натуральное молоко долгое время (несколько месяцев). В общественной палате полагают, что таким образом крупные компании избавляются от конкурентов на рынке, и готовы поддержать талицких  молочников в ФАС России, где в ближайшее время начнется рассмотрение дела.
Как говорится в официальном сообщении ФАС России, в ведомство обратился Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) с указанием на то, что ООО «Талицкий молочный завод» нарушает законодательство в своей рекламе, некорректно сравнивая собственную продукцию с продукцией конкурентов. Рассмотрение дела назначено на 3 сентября.
В документах ФАС утверждается, что речь идет о видеоролике, который показывают с 1 мая 2014 года в эфире телеканалов «НТВ», «Россия-1», «Первый канал», «ТВ Центр», «Пятый канал», телеканалов Тюменской («Рен-ТВ Урал», «Ладья») и Свердловской области («Студия-41»). «В начале этого ролика, – сказано в определении ФАС, – демонстрируется процесс наполнения стакана молоком, а диктор за кадром говорит: “Это молоко, прошедшее процессы стерилизации и ультрапастеризации. Разбавление молока обратом предотвращает процесс образования сливок, что позволяет увеличить срок годности до шести месяцев”. Далее в видеоролике друг за другом появляются три пустых стакана, и диктор за кадром сообщает: “А это молоко из Талицы. Мы бы с радостью его показали, но оно уже закончилось”. Затем в кадре появляется мальчик, который допивает стакан молока и говорит:  “Натуральное не должно храниться долго”», – описывает ролик ФАС. В конце рекламы говорится, что срок хранения талицкого молока – пять суток.
При этом на «Талицком  молзаводе» пояснили, что ролик, о котором идет речь в документах ФАС, был размещен лишь на сайте рекламного агентства RedPepper, разрабатывавшего кампанию, а на телеканалах транслировалось в итоге другое видео. В реальном ТВ-ролике не указывалось, сколько именно хранится молоко, прошедшие процессы нормализации и стерилизации, а в жалобе ФАС есть ссылка на это. Кроме того, в жалобе ФАС говорится, что ролик содержит фразу «это молоко, прошедшее процессы стерилизации и ультрапастеризации», а также слова о разбавлении обратом. А в ролике, который крутили по ТВ, говорится о «процессах нормализации и стерилизации», про обрат нет ни слова. Таким образом, говорят на предприятии, сама претензия выставлена некорректно: по сути, пожаловались, на рабочий вариант ролика, а не на реально попавший в эфир.
Заявители, впрочем, считают, что само противопоставление «натурального» и «ненатурального» молока некорректно. По их мнению, согласно нормам СанПиН, «не допускается использование консервантов при производстве молока». Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, питьевым молоком считается молоко с массовой долей жира не более  9%, «произведенное из сырого молока или молочных продуктов и подвергнутое термической обработке или другой обработке в целях регулирования его составных частей (без применения сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока)». «Из совокупности приведенных норм следует, что все молоко, независимо от способа термической обработки и срока годности, является натуральным, так как не содержит консервантов.  Соответственно, сравнение молока, производимого  ООО «Талицкий молочный завод», с молоком иных производителей по критерию натуральности и утверждение: «Натуральное долго не хранится» в рекламе является некорректным», – говорится в определении о возбуждении дела, опубликованном на сайте ФАС.
В Союзмолоке считают, что реклама «Талицкого  молзавода» может «негативно отразиться на репутации молока и молочных продуктов». «Она может ввести потребителя в заблуждение, так как содержит некорректные сравнения с товарами, производимыми другими изготовителями, и распространяет некорректную информацию о способах и процессах изготовления молока», – считают в союзе. Так срок годности питьевого молока зависит от различных факторов. «Чем выше качество используемого оборудования, условий транспортировки, соблюдения температурного режима, уровня контроля и других ключевых элементов цепочки производства, хранения и транспортировки молока, тем длиннее может быть срок годности», – поясняют в организации. Таким образом, реклама свердловского молокозавода «представляет в негативном свете тех производителей, которые вкладывают знания, ресурсы и силы в создание максимально качественных, современных и безопасных производств, которые способны обеспечить высочайший уровень качества и длительные сроки хранения продукции», – переживают крупные производители. «В условиях, когда жители России недополучают и половины нормы кальция в день, что могло бы быть компенсировано за счет потребления молочных продуктов, данная реклама может создать косвенный риск не только для производителей, но главное – для общественного здравоохранения», – делают вывод в союзе.
Руководитель «Талицкого молочного завода» Юрий Окунев рассказал Znak.com, что идеология его предприятия строится на поставках максимально натурального молока. «”Натуральный” означает “соответствующий природе вещей”. Применительно к молоку это означает, что молоко сохраняет свои природные свойства. Что значит процесс ультрапастеризации? Это значит, что молоко нагревают до 135-140 градусов, лишая его многих полезных свойств. Кроме того, при нормализации меняются вкус и текстура молока. В то же время при пастеризации пищевая ценность молока практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и ценные компоненты (витамины, ферменты). Таким образом, в рекламе никаких некорректных сравнений нет», – отмечает Окунев. Кроме того, заявление в рекламе, что талицкое молоко «долго не хранится», по словам Окунева, следует понимать как то, что продукцию завода быстро раскупают. «Мы поставляем свои продукцию в Свердловской, Тюменской и Челябинской области и последнее время часто слышим отзывы, что к вечеру наше молоко уже невозможно купить, потому что за день все разбирают», – пояснил Окунев.
«В нашем городском округе нет крупных промышленных предприятий. А сельское хозяйство развивается, можно сказать, благодаря «Талицкому молочному заводу». Он перерабатывает 83 тонны молока в сутки, соответственно, это гарантия для местных фермеров и сельхозпроизводителей, что их продукция будет востребована», – рассказал Znak.com глава Талицкого городского округа Александр Толкачев. По его словам, продукция местного завода не из дешевых, но она востребована. «Мне приятно, когда я захожу к председателю свердловского правительства Денису Паслеру, и он хвалит талицкое молоко», – отметил он. По мнению Толкачева, фарсом выглядит  то, что крупные компании с участием иностранного капитала через Союзмолоко пытаются состязаться с талицким заводом. «В то время как на федеральном уровне вводится продовольственное эмбарго и президент говорит о необходимости поддержки отечественных производителей, нормальной работе свердловского заводе пытаются помешать», – указывает Толкачев.
Свердловская Общественная палата  намерена поддержать «Талицкий молочный завод» и направить в ФАС свое мнение о споре. «У меня к ситуации с рекламой молзавода двойственное отношение. С одной стороны, ошибка в рекламе есть, потому что все мы уже научились делать натуральное молоко, которое долго хранится. С другой стороны, я не считаю, что из-за этой ошибки нужно было раздувать скандал и добиваться штрафов для завода через ФАС», – отметил зампредседателя свердловской Общественной палаты Сергей Майзель, занимающийся молочным бизнесом. По его мнению, скандал затеян, чтобы «хоть немного расчистить место на рынке». Майзель указал, что, если штрафовать будут за каждый выход ролика, то «Талицкому  молзаводу» придется заплатить около 80 млн рублей. «Расчеты могут быть разными, но мы в любом случае не можем этого допустить. Через [члена Общественной палаты РФ, юриста Владимира] Винницкого я постараюсь добиться поддержки федеральной Общественной палаты. Потому что Талицкий  молзавод – истинно наш, свердловский производитель. Он нашел свой сегмент потребителей, и вытеснять его с рынка я считаю неправильным», – заключил Майзель.
Znak.com  также направил запрос в Danone, но ответа пока не последовало.
Впрочем, по мнению юристов, скорее всего «Талицкому  молзаводу» грозит штраф в 500 тыс. рублей, если его признают виновным по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе»). «Размещение недостоверной (недобросовестной) рекламы в нескольких номерах ежемесячного издания, в различных выпусках радио- и телепередач в течение одного-двух месяцев и более признается длящимся нарушением законодательства о рекламе и квалифицируется как одно», – пояснил управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. По мнению самого юриста, нарушений в рекламе нет. «На мой взгляд, в рекламе идет лишь констатация факта, а не приводится сравнение. Поэтому нарушения закона о рекламе я не усматриваю», – отмечает Денисов.