Сложившаяся в компаниях практика теперь возведена в ранг закона

 В новых правилах впервые порядок ведения кассовых операций делится на обычный и упрощенный. Обычный порядок следует соблюдать юридическим лицам (кроме банков), упрощенный – индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу. “Для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий устанавливается упрощенный порядок ведения кассовых операций, предусматривающий освобождение от ряда обязанностей. Во-первых, ИП и малые предприятия вправе не устанавливать лимита остатка наличных денег в кассе, то есть смогут накапливать у себя наличную выручку без ограничений. Вместе с тем на них в полной мере распространяются ограничения, установленные Банком России для расходования наличных денег: лимит расчета наличными по одному договору с другими индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами не может превышать 100 тыс. рублей. Поэтому в большинстве случаев сдавать наличную выручку в банк все же придется, в противном случае крупные коммерческие расходы просто не удастся осуществить. Во-вторых, индивидуальные предприниматели, ведущие для целей налогообложения учет доходов или иных объектов, освобождаются от обязанности по составлению приходных и расходных кассовых ордеров, а также обязанности по ведению кассовой книги”, – рассказывает Егор Батанов, партнер юридической компании “Некторов, Савельев и Партнеры”.

 
Смягчаются требования к документальному оформлению кассовых операций и для общего режима. “Если ранее кассовые документы могли оформляться только работниками, с которыми был заключен трудовой договор, то теперь они могут быть оформлены и физическим лицом, с которым заключен гражданско-правовой договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета”, – отмечает Егор Батанов. Это позволяет компаниям получать бухгалтерские услуги без оформления специалиста в штат. Многие компании не нуждаются в постоянном штатном специалисте такого профиля.
 
“Новый документ дает возможность выбора бухгалтерской деятельности, что в свою очередь снижает затраты бизнеса”, – добавляет Андрей Окунев, ведущий бизнес-аналитик группы “Астерос”. Правда, новое правило действует только в отношении сотрудников, оформляющих кассовые операции, и не относится к сотрудникам, совершающим их. “Кассовые операции, связанные с получением и выдачей наличных денег, как и прежде может осуществлять только работник, с которым заключен трудовой договор, либо лично руководитель юридического лица, а также индивидуальный предприниматель”, – говорит Егор Батанов.
 
Новые правила расширят возможности использования электронного документооборота при ведении кассовых операций. “Если ранее кассовые документы могли составляться с использованием компьютеров и других технических средств, но они все равно должны были быть распечатаны на бумажном носителе, то теперь допускается их составление только в электронной форме при условии, что они подписаны электронной подписью”, – говорит Егор Батанов.
 
Наиболее интересным новшеством, закрепленным в новом порядке, является оформление подотчетных денежных средств. “По новым правилам в подотчет деньги выдаются на основании заявления работника, оформленного в произвольной форме и содержащего запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату. Ранее требовалось, чтобы на заявлении руководитель собственноручно указывал сумму выдаваемых денег и сроки, на которые они выданы”, – говорит Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”. Это положение правил скорее закрепило сложившуюся в компаниях практику. Однако ранее отсутствие такой возможности в правилах приводило к претензиям со стороны контролирующих органов. Ревизоры признавали нарушение ведения кассовой дисциплины по формальным основаниям, хотя судебная практика складывалась в пользу компаний. Теперь правила закрепили традиционное оформление подотчетной документации.