Государственные пошлины планируют проиндексировать на уровень накопленной инфляции. В результате платежи за оказание государственных услуг вырастут в среднем в полтора раза. Соответствующий законопроект с поправками в главу 253 Налогового кодекса Госдума приняла в первом чтении. Предполагается, что изменения вступят в силу уже 1 января 2015 года.Не
Документ разработан, чтобы обеспечить дополнительный доход региональным бюджетам и компенсировать расходы, связанные с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти по принципу “одного окна” на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. “Разумеется, доходная часть бюджета несколько увеличится, но ненамного”, – считает Юрий Ефремов, адвокат юридической компании “Хренов и партнеры”.
Необходимость индексации пошлин обусловлена отсутствием в РФ практики ежегодной индексации. Размер платежей за выполнение государственных услуг последний раз менялся в 2009 году. Поэтому законопроект предлагает индексировать госпошлины на уровень накопленной с 2009 года по 2015 год инфляции. При этом инфляция на период до 2015 года рассчитана по основным показателям базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ до 2016 года. Согласно расчетам, показатель инфляции в России за период 2009-2015 гг. составит 61%. “Из предложенной инициативы можно сделать вывод о предполагаемом и запланированном увеличении уровня инфляции”, – обращает внимание Юрий Ефремов. При этом повышение пошлин не будет равномерным.
“Законопроект применяет дифференцированный подход к индексации госпошлин, поскольку размеры некоторых из них повышались принятыми с 2009 года законами”, – говорит Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”. С учетом дифференцированного подхода средний коэффициент индексации государственных пошлин составил 1,57.
Стоимость повысится по довольно широкому перечню государственных услуг. “Уже с 1 января 2015 года предложено увеличить актуальные для абсолютного большинства организаций госпошлины за государственную регистрацию. Например, госрегистрация юридических лица увеличится с 4000 до 6500 руб., физическое лицо за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя заплатит 1300 руб. против сегодняшних 800 руб. Нововведения касаются общественных организаций и политических партий, средств массовой информации и иностранных компаний. Для последних госпошлина за аккредитацию филиала на территории России подорожает со 120 тысяч рублей до 195 тысяч рублей. Довольно широкий перечень изменений по тарифам госпошлин предусмотрен на сделки с недвижимостью, землей, транспортными средствами. Так, регистрация недвижимого имущества для организации подорожает с 15 до 22 тысяч рублей, госпошлину за выдачу регистрационных знаков на автомобили предложено повысить до 2000 рублей, сегодня она составляет 1500 рублей”, – объясняет Татьяна Ильинова, руководитель аудиторско-правового департамента АКГ “Градиент Альфа”.
Принятие документа увеличит и судебные расходы компаний. “Проект затронул повышение тарифов на обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, например, государственная пошлина при подаче в суд имущественного иска, не подлежащего оценке, вырастет для организаций с 4000 рублей до 6000 рублей. Аналогичный прирост установлен при подаче заявления об оспаривании актов органов государственной власти и местного самоуправления, подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство. Проектом предусмотрен рост тарифов и на госпошлины по делам, рассматриваемым Конституционным судом”, – рассказывает Татьяна Ильинова.
Однако эксперты оценивают документ нейтрально и считают, что он не сильно ухудшит положение бизнеса. “Существенно такое повышение бизнес-интересов затронуть не должно”, – считает Юрий Ефремов. По мнению специалистов, есть множество нюансов, которые снижают негативные последствия законопроекта. “Ставки госпошлин не индексировались с 2009 года, в то время как иные расходы бизнеса (например, индексация заработной платы, повышение тарифов коммунальных услуг, расходы на топливо и т.д.) ежегодно растут. В доле расходов бизнеса госпошлины занимают одно из последних мест. И бизнес несет расходы только в случае совершения юридически значимых действий. Кроме того, суммы госпошлин включаются в расходы для целей налогообложения, поэтому увеличение ставок госпошлин не сильно отразится на бизнесе”, – поясняет Наталья Костина, ведущий юрист кировского представительства юридической группы “Яковлев и Партнеры”.
Кроме того, в Государственную думу поступил законопроект, увеличивающий госпошлины за предоставление или продление срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Сейчас Налоговым кодексом тариф на получение и продление лицензии установлен в размере 40 тысяч рублей. Размер платежа является единым на всей территории РФ. Авторы законопроекта предлагают наделить города федерального значения правом устанавливать коэффициенты к размеру государственной пошлины от 1 до 20 включительно.