Идея ВРИО губернатора Подмосковья Андрея Воробьева об изъятии для государственных нужд земель в регионе в упрощенном порядке была названа премьер-министром России Дмитрием Медведевым «рациональной».
Идея ВРИО губернатора Подмосковья Андрея Воробьева об изъятии для государственных нужд земель в регионе в упрощенном порядке была названа премьер-министром России Дмитрием Медведевым «рациональной». Применять упрощенную схему изъятия земель станут в первую очередь для того, чтобы в срок построить подъездную дорогу к инновационному центру «Сколково» и шоссе в Жуковском. Особый упрощенный порядок будет введен для экономии времени – вся процедура сократится с 3-4 лет до 3 месяцев. Как отметил заместитель главы правительства Подмосковья Герман Елянюшкин, под строительство могут быть изъяты и земли рядовых подмосковных дачников.
Артем Денисов,
Управляющий партнер Юридической компании “Генезис”:
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Такое изъятие допустимо в исключительных случаях, которые перечислены в ст. 49 Земельного кодекса РФ. В частности, при необходимости размещения:
– объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов, например, объектов энергетических систем федерального или регионального значения;
– объектов обороны и безопасности;
– объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
– объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
– объектов, обеспечивающих космическую деятельность;
– объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ;
– объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
– автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Изъятие осуществляется помимо воли и желания собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Но закон есть закон, и за принудительное изъятие собственнику полагается предварительное и равноценное возмещение (ч. 2 ст. 55 Земельного кодекса РФ).
В ст. 281 ГК РФ определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Оно включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Под равноценным возмещением, как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2005 No 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», понима- ется выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ входит рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Однако существует до сих пор сомнительная практика по налогообложению. В соответствии со ст. 41 НК РФ, доходом для целей налогообложения прибыли организаций признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Учитывая положения ст. ст. 41 и 268 НК РФ, при изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли в случае, если выкупная цена земельного участка превышает расходы, связанные с приобретением данного имущества.
Журнал “Жилищное право”