В Екатеринбурге создается любопытный прецедент. Представители администрации пытаются привлечь к административной ответственности организаторов публичной акции за несоответствие реального количества участников и числа, указанного в уведомлении. Вместо 2000 человек на акцию пришло не более 15 протестующих.
В Екатеринбурге создается любопытный прецедент. Представители администрации пытаются привлечь к административной ответственности организаторов публичной акции за несоответствие реального количества участников и числа, указанного в уведомлении. Вместо 2000 человек на акцию пришло не более 15 протестующих.
Стоит отметить, что сама акция прошла без нарушений.
Как заявляют чиновники, данные меры должны быть применены к митингующим, так как те не проявили уважения к труду сотрудников полиции и скорой помощи, «которые вынуждены отвлекаться от основного рабочего процесса для обеспечения безопасности публичных акций».
Комментарий ЮК «Генезис»
Как известно, в России – двухуровневая система законодательства: законодательство Федерации и субъектов. В связи с этим в стране два уровня административного права – федеральное и субъектов.
И согласно позиции Конституционного Суда, субъекты РФ вправе принимать собственные законы в области административных правоотношений, если они не противоречат федеральным. При этом субъекты вправе устанавливать административную ответственность только за нарушение региональных законов.
Устанавливая административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 2 ч.1 ст. 1.3 КоАП) наказание следует лишь за правонарушение, которое создает реальную угрозу причинения вреда охраняемому объекту.
Объективная сторона состава данного правонарушения конкретизируется Федеральным законом “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”. В законе определен порядок организации и проведения публичных мероприятий и обязанности организатора. А ответственность организатора предусмотрена только в случае причинении вреда общественному порядку и безопасности, правам и свободам граждан, их жизни или здоровью, имуществу физических и юридических лиц.
Настоящий закон достаточно подробно регламентирует обязанности организатора публичного мероприятия, однако он не содержит ограничений по количеству участников.
Административная ответственность за нарушение порядка проведения публичных мероприятий может наступить только в случае, когда действия организаторов повлекли за собой несоответствие числа участников и тем самым поставили под угрозу общественный правопорядок.
Далее стоит обратиться к понятию «презумпция невиновности», по которому отсутствие вины при административном правонарушении является одним из обстоятельств, исключающим административное производство по делу.
Применительно к статье 20.2 КоАП Российской Федерации, это означает, что в случае присутствия на публичном мероприятии количества людей, отличного от заявленного, организатор привлекается к ответственности только при наличии его непосредственной вины. Иной подход к оценке его действий противоречил бы принципу презумпции невиновности.
На сегодняшний день нам известен только один региональный закон «о митингах». Это – закон Санкт-Петербурга. В Свердловской области аналогичного закона нет. Но даже в случае принятия такого нормативного акта, содержащего санкции за меньшее количество заявленных участников, данное положение наверняка будет успешно оспорено по указанным выше основаниям.