По информации газеты «Коммерсант» российские бизнесмены совместно с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым подготовили проект поправок в Уголовный кодекс РФ, разработчики законопроекта предлагают ввести уголовную ответственность за рассылку спама.

По информации газеты «Коммерсант» российские бизнесмены совместно с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым подготовили проект поправок в Уголовный кодекс РФ, разработчики законопроекта предлагают ввести уголовную ответственность за рассылку спама.

«Не исключено, что будет введена санкция в виде лишения свободы, но лично я больше склоняюсь к большим штрафам, которые сделают этот бизнес нерентабельным», — сказал Пономарев.

Разработчики законопроекта предлагают привлекать к ответственности за распространение спама самих рекламодателей.

 

Комментарий компании:

Проблема спама достаточно давно терзает деловую общественность, а методы воздействия так и не найдены. Недостаток регулирования данной отрасли сводится  скорей всего не к чисто юридическому,  а к технологическому пробелу. Именно отсутствие технической возможности идентифицировать распространителя и не дает реализовать меру по ответственности. Сколько хочешь ужесточай закон (ответственность), если возможности реализовать его нет, то и никакие санкции не помогут.

Мы ранее обращали внимание на данную проблему, поэтому считаем, что в таком виде поправки не только не дадут нужного результата, а будут к тому же являться некой мерой для давления на хозяйствующих субъектов под предлогом определения их как рекламодателей.

 

Аргументы:

  1. Определение понятия «спам» в российском законодательстве уже существует. Оно появилось в 2007 году в постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи». Согласно ему спам определяется как телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту или пользователю без его предварительного согласия и непозволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Подобное определение было внесено и в закон «О рекламе».

Исходя из определения, важнейшей особенностью спама является невозможность идентифицировать истинного отправителя этого сообщения, ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса. Тем не менее статья 18 ФЗ «О рекламе» касается деятельности исключительно рекламораспространителей , т.е. фактически не применяется так здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама.

 

  1. Основная задача «спама» – реклама (антиреклама).

Идентификация возможного рекламодателя не представляет  проблемы, так как он известен из самого содержания спам-рассылки. Однако в этом то и проблема, что субъект указанный в рассылке возможно  не является рекламодателем. Данная рассылка может быть результатом недобросовестной конкуренции и заказана компанией, делящей сегмент рынка и направлена на устранение конкурента.

Все сложность и заключается в том, что ввиду сложности по определению распространителя, невозможно достоверно установить заказчика (рекламодателя).

Таким образом данная мера будет чаще всего использоваться для злоупотребления и давления.

 

Управляющий партнер

Денисов А.В.