Данное решение, вынесенное Верховным судом Великобритании 6 марта 2024 г. демонстрирует применение законов Европейского Союза и Великобритании о товарных знаках в контексте трансграничного маркетинга и продажи товаров через интернет.

Фабула дела

Lifestyle являются владельцами и держателями эксклюзивных лицензий на ряд товарных знаков в Великобритании и ЕС, связанных с брендом “BEVERLY HILLS POLO CLUB”

Соответствующие товарные знаки в Соединенных Штатах принадлежат организации Amazon.

Lifestyle Equities CV, владеющая брендом “BEVERLY HILLS POLO CLUB”, подала иск против Amazon UK Services Ltd за продажу товаров под этим брендом на своем сайте в США.

Lifestyle утверждала, что реклама товаров Amazon направлена на потребителей в Великобритании и ЕС, нарушая тем самым их права на товарные знаки на территории данных стран.

Апелляционный суд поддержал Lifestyle, однако Amazon подала апелляцию в Верховный суд.

Решение Верховного суда

Верховный суд засилил решение Апелляционного суда, заявив, что предложение Amazon действительно направлено на потребителей в Великобритании и ЕС, предлагая товары под брендом “BEVERLY HILLS POLO CLUB” на своем сайте в США.

Для определения указанной цели Amazon суд провел многофакторную оценку, включая наличие информации о возможности доставки товаров в Великобританию и ЕС, а также указание на то, какие товары могут быть отправлены в эти страны.

Для определения, направлен ли маркетинг товаров на зарубежном веб-сайте на потребителей на определенной территории, в данном случае в Великобритании, суд должен ответить на вопрос, посчитает ли средний потребитель, будучи достаточно осведомленным и внимательным, что этот сайт «обращается к нему». Простого доступа к зарубежному сайту для потребителя из Великобритании недостаточно для установления его ориентации на данного потребителя.

В данном случае суду предстояло тщательно изучить, каким образом веб-сайт Amazon в США выглядит при доступе к нему потребителя из Великобритании.

После изучения юзобилити сайта – последовательности страниц, на которых представлены товары под брендом США или аналогичные образцы товаров и ссылки на них, Верховный суд пришел к выводу, что средний потребитель в Великобритании/ ЕС посчитал бы, что веб-сайт Amazon USA «обращен» к нему.

Особенно важными факторами стали:

(i) сообщение на целевой странице и почти на всех последующих страницах с предложением доставки в Великобританию;
(ii) указание того, какие из представленных товаров могут быть отправлены в Великобританию; и
(iii) страница «Просмотр вашего заказа», предлагающая продать соответствующие товары потребителю по адресу в Великобритании, с конкретными сроками доставки в Великобритании и возможностью оплаты в фунтах стерлингов.

Суд отметил, что хотя цены на сайте Amazon в США могли быть выше, а сроки доставки дольше, чем на сайте Amazon в Великобритании, это не являлось решающим фактором для определения цели. Средний потребитель вряд ли обратил бы внимание на эти различия, особенно учитывая, что товары под брендом “BEVERLY HILLS POLO CLUB” не были доступны для продажи на сайте Amazon в Великобритании.

Таким образом, Верховный суд оставил в силе судебный запрет и решение о проведении расследования ущерба, причиненного нарушениями прав Lifestyle со стороны Amazon.