Антимонопольное право/ Закупки

Антимонопольное или конкурентное право – это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии, которая предъявляет ряд требований к деятельности компании: от покупки крупных активов до размещения  рекламы.

Именно поэтому,  практически любая компания рискует попасть под регулирование антимонопольного законодательства и получить санкции за его нарушение. Несоблюдение требований может привести к серьезным последствиям: от крупных штрафов до привлечения должностных лиц к уголовной ответственности.

Многие из целей и задач антимонопольного (конкурентного) регулирования, антимонопольной и конкурентной политики государства, получили легальное закрепление в основных законах Российской Федерации, входящих в систему правового регулирования конкуренции и монополии, в частности, Федеральных законах “О защите конкуренции”, “О естественных монополиях”, “О рекламе” и других.

Наиболее интересующие бизнес направления антимонопольного законодательства   в настоящее время представляют антимонопольный комплаенс и государственный контроль соблюдения антимонопольных правил о торгах (закупках).

Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс является и подушкой безопасности, и конкурентным преимуществом для бизнеса, так как позволяет предотвратить наступление негативных последствий от совершения антимонопольных правонарушений.

Антимонопольный комплаенс -это добровольная деятельность компании по изучению антимонопольного закона, распространению этих знаний среди сотрудников и принятию мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного закона, включая применение мер дисциплинарной ответственности к сотрудникам, которые были ознакомлены с правилами допустимого поведения, однако совершили отступления.

Кроме того, антимонопольный комплаенс – это комплекс мер, предпринимаемых внутри организации, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства, своевременное обнаружение допущенных отступлений и их самостоятельное устранение, а также проведение “работы над ошибками” с целью предотвращения повторения в будущем подобных несоответствий антимонопольному закону.

Целесообразность внедрения системы антимонопольного комплаенса в компании обусловлена необходимостью предотвращения наступления антимонопольных рисков, которые сейчас оцениваются как одни из самых высоких в общей системе рисков организации.

Как известно, ответственность за антимонопольные нарушения может быть очень высокой. За большую часть антимонопольных правонарушений предусмотрена административная ответственность в виде оборотных штрафов, которые для крупного бизнеса могут достигать сотни миллионов рублей, а в некоторых случаях и исчисляться миллиардами. Для должностных лиц возможна дисквалификация.

Институт антимонопольного комплаенса – новый, требует определенных затрат для компаний по его внедрению, в том числе на обучение и последующее содержание соответствующего штата комплаенс-офицеров. В связи с чем на данном этапе необходимо стимулировать развитие антимонопольного комплаенса, в том числе путем принятия норм, направленных на снижение административной ответственности для организаций, в которых действует система мер, направленных на предупреждение антимонопольных нарушений.

Государственные (муниципальные) закупки и закупки отдельными видами юридических лиц (регламентированные закупки)

Сфера государственных (муниципальных) и регламентированных закупок – это особая сфера отношений, которую можно рассматривать как уже сложившийся рынок закупок для обеспечения публичных нужд, имеющий огромное значение для развития российской экономики, стимулирования производства инновационной и высокотехнологичной продукции российского происхождения.

Особо следует отметить расширение возможностей обжалования нарушений в антимонопольном органе участниками закупки. С 31 декабря 2017 года в антимонопольном органе участники закупки вправе обжаловать не только действия (бездействие) заказчика, но и закупочной комиссии, оператора электронной площадки в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Обжалованию подлежит и утвержденное заказчиком положение о закупке.

Вместе с тем эффективность публичных закупок обеспечивается в том числе и наличием стабильного законодательства, содержащего ясные, не допускающие различного толкования, правила. Однако столь частые изменения законодательства о публичных закупках и внесение в ряде случаев недостаточно обоснованных изменений приводят к значительным сложностям в освоении и применении новых правил. Закупочная деятельность сформировалась в качестве отдельного сложного вида экономической деятельности, требующего специальной подготовки в различных областях знаний.

Благодаря многолетнему опыту работы в сфере антимонопольного права, специалисты Юридической компании “Генезис” помогут любой организации проверить свою деятельность  с учетом требований антимонопольного законодательства , а так же составить обращение в органы ФАС РФ по факту нарушения закона.

Наши услуги в сфере Антимонопольного права и закупок:

  • Консультирование по вопросам антимонопольного права в сфере закупок (торгов) ;
  • Подготовка обращений и представление интересов в ФАС РФ по административным спорам в связи с нарушениями в проведении закупок (торгов) ;
  • Обеспечение защиты организатора торгов при обжаловании его действий/бездействия в ходе проведения торгов в антимонопольный орган;
  • Обеспечение защиты участника торгов при обжаловании действий/бездействия организатора торгов в ходе проведения торгов в антимонопольный орган;
  • Представление и защита интересов клиента в судебных разбирательствах связанных с оспариванием решений ФАС РФ;
  • Юридическое сопровождение и анализ сделок с учетом  требований антимонопольного законодательства;
  • Подготовка документов компании в сфере антимонопольного права;
  • Разработка антимонопольного комплаенса;
  • Представление интересов клиента при рассмотрении антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства и административных дел;
  • Сопровождение согласования гражданско-правовых сделок с ФАС РФ