Личный кабинет
скачать_355_КБ
скачать_73_КБ

Как можно законно использовать символику Чемпионата мира по футболу 2018 года?

В России с 14 июня по 15 июля 2018 года состоится чемпионата мира по футболу. Владельцы отелей и баров городов, в которых пройдут матчи турнира, рассчитывают на «большой куш». Однако, чтобы завлечь иностранных футбольных фанатов и горожан, нужно ярко выделиться среди конкурентов. Рассказываем, на каких условиях можно использовать официальную символику турнира и избежать многотысячных штрафов от организаторов.

Чем руководствоваться

Организаторы чемпионата мира выпустили специальное руководство по использованию официальной символики FIFA, указывает ведущий юрист группы правовых компаний «Интеллект-С» Михаил Хохолков. В нем подчеркивается, что исключительное право на использование символики принадлежит правообладателям FIFA. «Защита коммерческих прав правообладателей играет первостепенную роль при проведении Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, и FIFA просит не причастные к соревнованию компании уважать интеллектуальную собственность FIFA и вести свою деятельность, не ассоциируя себя коммерчески с Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 в России», говорится в руководстве.

 

Правообладатели официальной символики FIFA

Среди правообладателей перечислены такие компании, как Adidas, Coca-Cola, Gazprom, Visa, Bud, Альфа-банк и другие. FIFA назначила компанию MATCH Hospitality AG в качестве исключительного правообладателя на проведение программы гостеприимства FIFA на турнире. Это единственная компания, которая имеет право предлагать эксклюзивные пакеты гостеприимства по всему миру через сеть своих агентов-распространителей.

Что входит в официальную символику

В официальную символику турнира включены официальные эмблемы, официальные кубки, фирменный логотип FIFA, официальный талисман, официальный шрифт, официальный постер, официальные плакаты городов-организаторов ЧМ, официальная концепция визуального оформления, официальный мяч, официальные логотипы фестиваля болельщиков, а также официальные наименования (например, ЧМ-2018, Забивака, Russia 2018).

Использовать официальную символику могут только правообладатели. При этом можно получить разрешение на использование официальной эмблемы или официального талисмана турнира на сайте.

Что разрешено

В FIFA называют незаконные попытки использования символики чемпионата мира «паразитическим маркетингом». Но в рекомендациях FIFA указывается, что в преддверии и во время чемпионата мира можно использовать любые изображения общего характера, связанные с футболом или определенной страной, без использования интеллектуальной собственности FIFA. То есть можно использовать все то, что позволяет болельщикам поддерживать свои команды и не создает ложного представления о причастности к чемпионату мира или FIFA, отмечает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Оформление бара, магазина и другого помещения

Так, FIFA разрешает использовать для оформления помещений «универсальные изображения, связанные с футболом или определенной страной, не создающие ложного представления о причастности к соревнованию». Например, это могут быть баннеры с флагами стран-участниц чемпионата мира и изображениями футболистов. Однако нужно быть внимательными: при отсутствии официального разрешения правообладателей не нужно размещать на таких баннерах официальную символику ЧМ.

Сувениры

Предприниматель вправе выпустить футболку «с использованием общей футбольной или связанной с Россией терминологии и национальных флагов». А вот официальную символику чемпионата мира помещать на футболку без разрешения нельзя.

Блоги

Можно использовать официальную символику ЧМ в материалах, освещающих или комментирующих турнир и лишенных коммерческого контента и рекламы, так как «это не создает ложного представления о причастности к нему». Аналогично, официальную символику для освещения ЧМ могут использовать СМИ.

Однако использовать официальную символику запрещено как «элемент общей структуры или дизайна веб-сайта (в том числе дизайна фонового изображения или обоев) или в качестве важной составляющей вводной страницы веб-сайта, если это использование создает ложное представление о причастности к чемпионату мира или FIFA.

Аналогично, бизнес не вправе использовать официальную символику в коммерческих целях в социальных сетях. А вот болельщики могут распространять такую информацию, «без извлечения какой-либо коммерческой выгоды».

Ответственность за нарушения

Как отмечает Михаил Хохолков, за нарушение исключительных прав на официальную символику предприниматель может быть привлечен правообладателем FIFA к гражданско-правовой ответственности. Сумма компенсации составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. Если символика была использована в рекламе, то можно «заработать» административный штраф за нарушение закона «О рекламе» в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

«Лучше не использовать даже схожую с официальную символику, потому что риски привлечения к ответственности высокие как со стороны УФАС, так и со стороны FIFA. В суде, конечно, можно оспаривать штрафы. Но это влечет дополнительные денежные и временные расходы при непонятных перспективах»,— считает господин Хохолков.

Прецеденты привлечения нарушителей к административной ответственности за незаконное использование официальной символики уже были, говорит Артем Денисов. «Так, в 2017 году краснодарское УФАС оштрафовало компанию, которая через мобильное приложение рекламировала товар с обозначением, “сходным до степени смешения с товарным знаком FIFA”»,— рассказал Артем Денисов.

Спонсорство и лицензирование

По вопросам спонсорства и лицензирования можно написать на sales@fifa.org, markrequest@fifa.org и fifaretail@fifa.org.

Коммерсантъ-Урал

04.04.2018

<< Назад к списку новостей

© Юридическая компания ГЕНЕЗИС 2009-2017 г.
Дизайн сайта: Вера Мехонцева и Александр Самарин

620026 г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 193, офис 700
620075 г.Екатеринбург ул.Мамина Сибиряка, д.101, 8 этаж (БЦ "Манхэттен")

 тел.:+7 (343) 317-29-49, 382-85-86, 345-65-68

115088 г. Москва ул.1ая Дубровская 13 "а" стр.1

тел.:+7 (495) 142-75-45

Электронный адрес: